С Днем народного единства
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. В современной России его начали праздновать сравнительно недавно – в 2005 году, тогда центром торжеств стал Нижний Новгород. Однако корни праздника уходят глубоко в историю. В начале XVII века страна переживала один из самых тяжелых периодов своей истории – Смутное время, которое началось после смерти царя Фёдора Иоанновича, последнего в династии Рюриковичей. Русское царство фактически оказалось на грани краха: в результате заговоров, переворотов и интервенций один за другим сменялись правители и претенденты на трон – Борис и Федор Годуновы, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Семибоярщина, самозваные царевичи.
«Надо хорошо запомнить, что Смутное время не было временем революции, перетасовки и перестановки старых порядков. Оно было только, как мы уже заметили, всесторонним банкротством правительства, полным банкротством его нравственной силы. Правительство было нечисто, оно изолгалось, оно ознаменовало себя целым рядом возмутительных подлогов. Народ это видел хорошо и поднялся на восстановление правды в своем правительстве, на восстановление государственной власти, избранной правдой всей земли, а не подлогами и «воровством» каких-либо городов и партий»,
– писал известный историк Иван Забелин в своём труде «Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время».
После провалившихся попыток первого ополчения освободить страну от иностранных интервентов было сформировано второе – под предводительством Минина и Пожарского. К тому времени западные рубежи государства и Москва были захвачены. Центром нового освободительного движения стал Нижний Новгород, а его зачинателем – посадский человек Кузьма Минин. Осенью 1611 года именно он обратился к народу с призывом собрать средства для формирования нового ополчения:
«Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Военным руководителем был приглашён князь Дмитрий Пожарский. Основные силы были сформированы в городах и уездах Поволжья. Цель ополчения состояла в освобождении Москвы от интервентов и создании нового правительства.
«Пожарский с Мининым сделались руководителями и предводителями этой всенародной правды. Они шли с нижегородцами не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а, напротив, шли с одной мыслью и с одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды правительства. Повторим также, что Смутное время тем особенно и замечательно, что в нем роли правительства и народа переставились. В это время не народ бунтовал и безобразничал, не подвластная среда шумела и шаталась, а безобразничала и шаталась вся правящая владеющая среда. Народ, измученный, растерзанный даже на части буйством этой среды, поднялся и унял ее, водворил тишину и спокойствие в государстве. Тем его подвиг и окончился»,
– писал Иван Забелин.
Войско выступило к Москве 20 августа. Польский гарнизон, несмотря на жесточайший голод, отказался сдаваться и героически оборонялся. И только в конце октября бойцам Пожарского удалось занять Китай-город. Датой освобождения столицы традиционно принято считать 22 октября (4 ноября по новому стилю).
Подвиг Минина и Пожарского нашёл отражение и в народном фольклоре. В Калужской губернии сохранился вариант песни о Нижегородском ополчении, где «богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын» обращается к купцам с увещанием всё продать, купить «вострые копья, булатные ножи», выбрать воеводу и итти спасать «родну землю», «матушку Москву», занятую «злыми поляками». Кузьма обещает взять в полон и «самого то Сузмунда короля». Выбрали «удалова молодца воеводушку, из славного княжеского роду — князя Димитрия по прозванию Пожарскаго». Под Москвой воевода ободрил «храбрых солдатушек», Кремль был взят.
После взятия Москвы князь Пожарский созвал представителей от городов для избрания царя. В январе 1613 года состоялся Земский собор, где новым государем назвали Михаила Фёдоровича Романова. И хотя период Смуты на этом не был завершён окончательно – шведы, поляки, литовцы еще не оставляли попыток вернуть управление в свои руки – внутри страны уже был положен конец междоусобице и распрям.
В память об освобождении государства два столетия спустя на народные пожертвования был воздвигнут знаменитый памятник Минину и Пожарскому. Он стал первым скульптурным монументом Москвы. Работа над ним продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года.
В наши дни образ Минина и Пожарского – одна из главных визитных карточек Москвы. Именно он был выбран символом возрождённого в 2012 году Российского исторического общества. Каждый год в День народного единства к монументу возлагают цветы. Ранее Государственный исторический музей объявил сбор средств на реставрацию памятника.
«Может показаться удивительным то, что памятник в самом центре Москвы пережил революцию и последовавшие затем массовые сносы монументов царям и «слугам царского режима». Минин и Пожарский – поистине народные герои, явившие в переломный момент нашей истории невероятное мужество и отвагу. Реставрация этого монумента – огромная ответственность для нас. Крайне важно, что поддержку этому проекту оказали Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Министерство культуры РФ, наш генеральный спонсор – ПАО «Промсвязьбанк» и сотни неравнодушных граждан по всей России и за её пределами. В настоящее время проект реставрации прошёл все необходимые согласования, заключён контракт на проведение реставрационных работ, и мы ждём разрешения Администрации Президента РФ на их начало. Процесс займет около 24 месяцев. Памятник не будет покидать Красную площадь – для его реставрации будет установлен специальный павильон»,
– рассказал директор Государственного исторического музея, член Президиума Российского исторического общества Алексей Левыкин.
4 ноября отмечают ещё и важный православный праздник – день Казанской иконы Божией Матери. Это совпадение не случайно. По сути, «осенняя Казанская» – это и есть День народного единства, но только в церковном календаре. Известно, что икона была принесена в ополчение по распоряжению Святейшего Патриарха Гермогена. Перед ней молились Минин и Пожарский, она сопровождала ратников в походе. Именно в благодарность за избавление в 1612 году Москвы и всей России от интервентов и был установлен праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Общерусское празднование было установлено в 1649 году царем Алексеем Михайловичем. И отмечали этот день в течение трех столетий, вплоть до 1917 года.
Материал с сайта historyrussia.org